Иди морем

Не нужно быть олигархом, чтобы почувствовать себя хозяином парусной яхты. Даже наоборот — ненавороченная лодка длиной футов сорок приносит намного больше живой радости, чем трехэтажный катер с барными стойками внутри и снаружи.

Хочется написать что-то про мир, труд и май, но боль­шой военный ко­рабль, патрулиру­ющий южное побережье Турции в районе Мармариса, недвусмысленно напоминает: совсем рядом — Сирия. Так что остаются труд и май.

Май в Турции и прав­да хорош: месяц только на­чинается, но под солнцем уже +25, и вода гостеприим­ная — плавать можно не во­преки всему, а в удовольст­вие. Но мы не только пла­ваем, мы ходим на яхте, и это труд.

  1. Труд?

Вообще, жизнь яхтсмена кажется верхом гедонизма. Но на яхте интересно работать — в меру своих навыков и даже в случае их отсутст­вия. Все эти веревки (“кон­цы”), кранцы, стопора, шко­ты, гики, фалы, галсы и пу­таница морских узлов пона­чалу кажутся натуральной арабской вязью, в которой поди разберись. Но поверь, за день-два дело проясня­ется, и ты начинаешь со­ображать, почему яхта плы­вет против ветра и что нуж­но сделать, чтобы поддать газку. Все, конечно, зави­сит от погоды, но как только “включают ветер”, так сразу же появляется цель.

  1. Цель?

Задача на регате — побе­дить, причем это однознач­но тот случай, когда учас­тие захватывает независимо от результата. Более того, если поначалу кажется, что нет ничего эпичнее много­километровых переходов по морю из точки А в точку Б, то потом понимаешь: олим­пийский треугольник, на­пример, едва ли не веселее.

Олимпийский треуголь­ник — это довольно камер­ная гонка вокруг буев, ко­торыми обозначены верши­ны треугольной дистанции. Расположены они на рассто­янии пары километров один от другого, а суть в том, что­бы четко выстроить маршрут и молниеносно управляться со снастями. Пока движешь­ся к первому повороту — ве­тер встречный, идешь галса­ми. Развернул лодку — и вот уже бакштаг, попутный ве­тер, можно доставать и ставить спинакер — большу­щий парус на носу. Вон у ко­го-то на лодке он запутался, и слышен ор шкипера, и лод­ка их отстает, но никакого злорадства ты не испытыва­ешь, а реально переживаешь за экипаж.

Вдруг ветер прекращает­ся: вот был — и нет. Пока со­ображаем, где его искать, он меняет направление на про­тивоположное и снова дует навстречу. Значит, надо быстро-быстро-быстро свора­чивать громадный спина­кер (он работает только при попутном ветре), снова ста­вить стаксель и ждать, что еще прикажет делать шки­пер… И так часа два-три подряд, без права расслаб­ляться, без права халтурить на лебедке.

Пускаясь в море за побе­дой, никогда не надо думать, что твоя лодка не самая бы­страя и не самая маневрен­ная. В гонке далеко не всегда побеждает тот, кто по фак­ту пришел к финишу пер­вым, — тут существует по­нятие гандикапа, благодаря которому уравниваются воз­можности быстрых спортив­ных и лодок попроще. А цель новичка на борту — макси­мально четко выполнять ко­манды даже в том случае, когда лодка вроде бы пле­тется в хвосте. Поэтому тебе предстоит учеба.

  1. Учеба?

Одно из первых наставле­ний, которые слышишь, сту­пив на борт: ходить на полусогнутых, всегда за что-ни­будь держаться и не высо­вываться без надобности, иначе можно схлопотать ги­ком по башке (гик — нижняя подвижная перекладина на мачте). В эту ловушку обя­зательно кто-нибудь попа­дается — вот и коллега тоже. Звук удара, надо сказать, пугающий.

Последний раз я ходил на яхте лет семь назад, но все кажется знакомым и почти понятным. Чтобы поднять грот, нужно развернуть яхту строго против ветра. Верев­ка на лебедку накладывает­ся по часовой стрелке. Пра­вый галс — это когда ветер дует в правый борт. Ну и так далее — арифметика быстро усваивается по ходу волны, и вот ты уже на пару с кем-то управляешь стакселем, по­путно прислушиваясь к объяснениями шкипера. В этих объяснениях — уже какая-то аналитическая алгебра мор­ских дел, и пусть пока что за ходом гонки следит опыт­ный человек, а не я.

А еще главное — не при­ходить на лодку с настроем “я тут сам по себе, не при­ставайте ко мне, и я к вам приставать не буду”. В рега­те возможен только команд­ный результат.

  1. Результат?

Мозоли на непривычных ладонях заживут. День без ветра останется в памяти как самый скучный. Третье место по итогам дневного 60-километрового перехода окажется неожиданно при­ятным (вот она, сила ган­дикапа!). Мгновенный про­вал в сон в мерно покачи­вающейся каюте мало с чем сравнится. Сила даже слабо­го ветра снова и снова будет удивлять… Сам попробуй.